Ведьмака должно быть много! Часть 1
«Ведьмак» существует во многих проявлениях, но портал у нас не о кройке и шитье, поэтому начну всё-таки именно со своих впечатлений от игр. А там уже и к остальному перейдём.
1. Ведьмак один, совсем один. Скажу честно – начинал 3 раза, доходил до битвы со Зверем и бросал. Потому что это было скучновато, чёрт побери! И несмотря на то, что я уже с огромным удовольствием прошёл первого «Ведьмака» до самого победного конца – я по-прежнему так думаю. Наверное странновато-скучноватое начало - это общая проблема всего, что связано с «Ведьмаком».
Так вот, преодолев всё же этот рубеж и попав наконец в Вызиму, я увлёкся, сильно-сильно. Не знаю чем, но игра реально цепляет – возможно уютностью и камерностью происходящего. Все проблемы и задания какие-то мелкие и личные, чай не мир спасаем, а жизнь свою устраиваем. Иногда хочется на всё наплевать и просто прогуляться под луной у озера. Это-то и подкупает.
Ну и остальное всё довольно «нетрадиционное» - оригинальный дизайн меню, превосходная музыка, от всего веет каким-то родным колоритом. Прямо глоток свежего воздуха в череде «голливудских» блокбастеров. И несмотря на то, что к финалу сюжет набирает размах, это ощущение не пропадает. К тому же финал выливается в небольшой сюрприз, всё так же «уютно», по-бытовому обставленный.
Сюжет является продолжением книг и может считаться каноничным, так как участие в его написании принимал сам Анджей Сапковский.
Также понравились карты с изображением всех тех девушек, с которыми Геральт успел близко (очень близко) познакомиться в течение игры. И карты милые, и сама идея с ними хороша.
К боёвке разработчики подошли с некоторой забавной креативностью. Вроде бы и тупое закликивание, а вроде бы и нет; вроде бы бои на QTE, а вроде бы и нет. Хотя занятным это кажется лишь поначалу, потом уже привыкаешь и махаешь мечом в нужные моменты как-то на автомате. Но в целом радует.
Также стоит упомянуть отношение CD Projekt RED к своим играм. После выхода «Ведьмака 1» его ещё некоторое время дорабатывали, исправляли ошибки и всё такое, а потом выпустили целое Дополненное издание. Припишу, пожалуй, это благотворному влиянию Blizzard на игровую индустрию.
Итог: По атмосферности (и не только) – одна из лучших РПГ.
2. Ведьмак 2. Первое, что меня встретило – это отдельная обучающая миссия со странным освещением, которые сводило всю прелесть картинки на нет. Великолепность графики я смог оценить лишь, когда перешёл к прохождению основной игры. Играл на самых высоких настройках, благо мой мажорский комп это позволяет. Лес просто прекрасен, а когда видишь как вдалеке с огромного дерева спускается эндриага, прямо дух захватывает.
А какой там дизайн одежды! У Шеалы, Трисс и Йорвета вообще прелесть. Ну и анимации на высоте, не чета деревянным потугам какого-нибудь Скайрима (которые впрочем особой роли не играют, TES не за то любят). Второе, что меня встретило – это люто мелкий текст. Однако с этим я быстро разобрался и шрифт увеличил с помощью замены файликов; в самой игре такой возможности не предусмотрели.
Но названные выше недостатки, как нетрудно догадаться - мелкие мелочи, о которых забываешь быстро, потому что за горло, душу и всё, что только можно, тебя берёт сюжет. Он интересен, нелинеен; игру можно пройти несколько раз и увидеть совершенно разные истории. И подаётся этот сюжет отменно. Нередко говорят, что игры - это некий синтез кино и литературы, плюс интерактивность. По моему мнению - «Ведьмак 2» одно из лучших воплощений этого принципа в РПГ на сегодняшний день; что-то приблизительно равное было в играх от Bioware.
Герои харизматичны; Геральт - не полностью ваше альтер эго, как во многих РПГ, нет. Это по-настоящему живой человек (вернее ведьмак): что называется, себе на уме - в нём постоянно проскальзывают черты его собственного характера, его привычки и прочее, к вам никакого отношения не имеющее. Другие персонажи - не безликие раздатчики заданий; за каждым NPC, за каждым квестом - стоит какая-то история, чаще всего страшная или грустная.
А бои - это нечто. Бездумно закликать мало-мальски защищённого врага не удастся; чтобы избежать смерти придётся нарезать вокруг него круги, перекатами уходить от ударов, заходить за спину и выбирать - сильный или быстрый удар нанести. Кому-то бои могут показаться сложноватыми, но по-моему так и надо, игра должна бросать вызов =) Сполна всё это дело я прочувствовал при первом бое с Лето; у меня не было никаких эликсиров, я зарёкся не использовать ловушки (персонаж у меня такой, да) и качал до этого только мечи, да и то вяленько. О, как виртуозно там надо было уходить от всех его атак и магических ухищрений! Но когда, спустя N перезагрузок я его всё же победил - счастья было, что называется, вдвойне. Хотя потом весь настрой сбила запись в дневнике, что это оказывается Лето, которого я столько кромсал, победил меня и убёг, но да ладно, это уже другая история. В общем бои на мечах мне полюбились, особенно с сильными противниками. Есть там конечно и мелочь всякая, которая дохнет с пары ударов, и их нападение можно блокировать без особых последствий для здоровья.
«Ведьмак 2» оказался красивее, кинематогрофичнее, быстрее, выше, сильнее первой части. Но короче. Хочется продолжения, и хорошо, что оно явно запланировано.
Потерялась и толика той самой уютной атмосферы. Но тут конечно сюжет не про абы что, а о королях, заговорах, войнах, судьбах мира и т. п., размах и эпик к месту. Хотя всё равно, чаще всего Геральт занимается своими ведьмачьими делами и устраивает личную жизнь. Саундтрек также ушёл в сторону эпичности, фолк-элементов стало намного меньше. Но эти нюансы для ценителей. Так-то всё выполнено на высшем уровне. Ну и статичные карты с на всё готовыми девушками были заменены динамичными эротик-сценами. Мне лично больше первые нравились, но это, как говорится, на вкус и цвет.
Подход разработчиков к контролю качества остался прежним. Хоть и трудно было в это поначалу поверить, когда игра была выпущена забагованной по самое не балуй (винить вроде бы в этом нужно локализаторов). Скоро (в апреле) ожидается версия для Xbox 360, где вдобавок к исправлениям появится пара квестов, персонажей, интересных сценок и прочего. Вся эта радость потом перекочует и на PC. Совершенно бесплатно =)
Итог: Я был в восторге. Особенно как поклонник книг - их знание позволяет глубже понимать сюжет. В общем, играйте господа, все награды, собранные Ведьмаком 2 - более чем заслуженные.
3. Ведьмак: Versus.
4. Книги. Уши этих замечательных игр растут из не менее замечательной серии книг польского писателя Анджея Сапковского. Порядок чтения под спойлером.
2. Меч Предназначения
3. Кровь эльфов»
4. Час Презрения
5. Крещение огнём
6. Башня Ласточки
7. Владычица Озера
Также довольно интересна композиция. Очень часто меняются повествователи, рассказ ведётся в разных манерах, с разных точек зрения. Апогея этот приём достигает в заключительной части цикла, когда вся прошлая история о ведьмаке и ведьмачке представлена далёкой легендой, полной белых пятен и недомолвок.
Во всём этом великолепии однако есть маленький подвох – две первые книги («Последнее желание» и «Меч предназначения») сильно отличаются от последующих. Это что-то вроде набора рассказов, без особой магистральной линии. Вдобавок они представляют собой так называемую литературную игру с известными сюжетами (вроде мотива Дитя-Неожиданности из историй о каком-нибудь там Румпельштильсхене). Для главной истории с Цири они особого значения не имеют, хотя там происходит некоторое ознакомление с некоторыми персонажами. И не совсем будет понятен один момент в финальной книге цикла. И да, эти рассказы кому-то могут показаться скучноватыми. Если кому-то прямо сразу не понравится, не отчаивайтесь и не бросайте – можно начать читать и с «Крови эльфов».
Несмотря на всю жестокость описываемого мира в книгах немало юмора (тонкого) и некоторых литературных пародий-аллюзий; особенно мне понравился в начале последней книги («Владычица озера») изумительный «стёб» над эпохой Короля Артура.
Эта самая последняя книга вышла в 1998 г. Пару лет назад появились слухи, о намерении писателя продолжить цикл и вот, совсем недавно, они подтвердились. Анджей Сапковский в интервью радио Гданьска заявил, что уже работает над новой книгой во вселенной «Ведьмака», и появится она в ближайшие год-два.
Рассказы. В том же мире разворачивается и действие двух рассказов - «Что-то кончается, что-то начинается» и «Дорога без возврата». Первый - к каноничному сюжета отношения не имеет, он как бы шуточный; о свадьбе ведьмака и чародейки. Знакомиться с ним лучше после прочтения книг, так как там присутствуют чуть ли не все положительные герои истории. Рассказ любопытен, но не более того. Второй же более интересен и самобытен, хотя из знакомых персонажей имеется лишь целительница Висенна. Немаловажную роль играет там такое чудовище, как Кащей, которое можно встретить и в игре Ведьмак 1.
Итог: много потеряете, пропустив эти произведения. Это не только превосходное развлечение, но и источник многих поводов для «подумать». Категорически рекомендуется всем, кроме убеждённых фэнтези-ненавистников.
5. Фильм. Вернее сериал. Но фильм тоже есть. Однако я его не смотрел, потому что все кому не лень (как видите и мне не лень) говорит о полной его фейловости. Кроме того он представляет собой просто перемонтированную нарезку из сериала.
Сериал польский, русская озвучка имеется, вышел в 2002 году, серий 13 шт., что как бы намекает. И по старой доброй ведьмачьей традиции начало у него не ахти, скажем так. Хотя чего нам тут скрывать – начало откровенно ужасно. Первые три серии лучше не смотреть никому напрочь. Половина актёров играет отвратнейшим образом, всё происходит медленно и люто уныло; о динамике и музыкальном сопровождении режиссёр ещё ничего не слышал. Во второй серии появляется девушка в том самом виде, о котором вы подумали. Обнажёнки в сериале вообще будет предостаточно, ведь ситуация «Геральт встречает девушку» всегда кончается предсказуемо =)
Серии эти повествуют о детстве Геральта и его обучении в Каэр-Морхене (в сериале это просто какие-то стрёмные пещеры, а не величественная крепость). Весемир тут предстаёт полудохлым стариком. Чуть позже – дохлым. Ведьмаков, по версии сериала, делают из людей специально обученные люди – жрецы (одним из которых Весемир и был). В общем, не смотрите это начало, да.
Сделано всё довольно дёшево, чудовища резиновые (не все) – вспоминаются лучшие традиции старых фэнтези-фильмов. Кого-то даже может пробить на ностальгию. Но не волнуйтесь, если вам монстров и будут показывать – то длиться это будет несколько секунд, и увидите вы лишь какие-нибудь лапки-отростки или зубы крупным планом. Костюмы очень и очень неплохие, но вот ведьмачьи медальоны издали похожи не на волчьи головы, а на свиней. Меня это люто бесило. Но это не главное.
Любители и искатели экшена тоже будут разочарованы, бои здесь редки и кончаются обычно после одного-двух взмахов меча. Основное место занимают диалоги, обычно (псевдо)философского характера. Однако с 8 серии всё это дело происходит несколько бодрее. Для кого-то такая неспешность и растянутость покажется ужасным недостатком, для кого-то плюсом.
Последние 4 серии, в которых повествование касается начала истории с Цири, мне даже понравились, хоть они и сильно-сильно расходятся с сюжетом книг.
Итог: ярые фанаты «Ведьмака» посмотреть могут. Хотя их скорее всего смутят сюжетные несоответствия с книгами. И первые 3 серии можно пропустить, для собственного же душевного здоровья.