Shadow Warrior - большие проблемы в виртуальной Азии
1997 год. После полигонального Quake мода на "настоящее 3D" стремительно набирает обороты.
И в то же время прежние спрайтовые игры заводят свою прощальную песню, достигая, пожалуй, наивысшей точки изобретательности и славы в своём существовании.
Немалый вклад во славу 2.5D экшенов привнёс программист Кен Сильверман – автор известного движка, который незамысловато был им назван Build Engine. Именно на этом движке разработчики студии Apogee Software (уже обновившие вывеску как 3D Realms) решили сделать третью игру про приключения блондина Дюка Нюкема. Только если раньше он был героем плоского платформера, то в третьей части эффектно перебрался в три измерения при помощи движка Build Engine – Duke Nukem 3D. И попутно приобрёл выразительный характер.
Успех Duke Nukem 3D вдохновил и других разработчиков поспешить проститься с эпохой псевдотрехмерных экшенов и приготовить свои проекты подобного рода, тем более ещё не все могли наслаждаться красотами полигонов. Движок Build Engine оказался для многих весьма кстати.
Apogee Software не остались в стороне и решили не ограничиваться харизматичной фигурой одного лишь Дюка Нюкема. Так для следующего экшена Shadow Warrior был придуман свой колоритный персонаж – суровый азиатский воин Ло Ванг.
Сделаю поправку, что разработка обеих игр шла параллельно, но Дюк находился в авангарде, и его опыт оказал сильное влияние на доработку окончательной версии Shadow Warrior. Первоначально Shadow Warrior больше походил на клон Doom, а там, как известно, суровый морпех не блистает красноречием. Публике понравился Дюк Нюкем, и так образу Ло Ванга тоже добавили выразительные черты.
Как водится, в игре тех лет сюжет хотя и есть, но подаётся мимолетно. Снова можно сравнить с Duke Nukem 3D: в Shadow Warrior предстоит большое путешествие по хорошо спланированным игровым локациям. Переходы от уровня к уровню получились выверенными, и перемена окружающих декораций создаёт иллюзию действительного длительного путешествия (притом что на самом деле каждый уровень – изолированная и самостоятельная локация).
Главный герой Ло Ванг – крутой и опытный воин – вступает в схватку с бывшим работодателем, корпорацией "Zilla". Мотивы не ограничиваются благородным спасением мира, но и личной местью за учителя. А корпорация - это не только банальное обилие финансовых ресурсов, высокие технологии и качественное оружие, но и некие заигрывания с потусторонним, призыв демонов и прочая чертовщина. Получается ядрёный коктейль из боевиков 80-90-х и стереотипов азиатской культуры.
Хотя Дюк Нюкем был крутым персонажем, оружие в его распоряжении было достаточно рядовое: пистолет, помповый дробовик, трёхствольный пулемёт, бомбы с дистанционным подрывом, мины с лазерным датчиком, ракетница да собственный лихой удар ногой. Из фантастических стволов разве что можно указать заморозку и уменьшитель.
Ло Ванг сам не прочь помахать кулаками, но гораздо эффективнее его катана, полностью соответствующая прославленной крепости и остроте японского клинка, секрет изготовления которого оберегался мастерами и может поспорить разве что с булатной сталью. Фактически катана так хороша, что может выручить всегда, а для дальних атак ещё пригодятся сюрикены (и их можно собирать обратно, выдергивая из тел врагов или окрестных стен). Вместо одного пистолета Ло Ванг будет стрелять из двух, причём не просто пистолетов - пистолет-пулеметов UZI; дробовик же представлен четырёхствольной конструкцией!.. Снова есть ракетная установка, но Ло Вангу посчастливилось иметь возможность находить мини-ядерные боеголовки, которые обеспечивают эффективную зачистку территории от противников (и оставляют после себя зараженную радиацией местность, вот такая тут проработка деталей). А потом он вырвет сердце демона-потрошителя, которое создаёт двойника Ло Ванга. И он не только отвлекает противника от настоящей цели, не просто иллюзия, двойник правда наносит урон врагу!.. А огнедышащая голова демона?.. Есть здесь и такое. Плюс, как и у Дюка, у Ло Ванга имеется инвентарь, где можно про запас держать аптечку (не всегда же спасительные лечилки попадутся под ногами), бомбочки и прочие полезности.
К тому же почти все виды оружия работают с двумя-тремя режимами атаки, что привносит дополнительное разнообразие в здешние перестрелки.
Удивительно, но уже в этой игре была возможность управлять транспортом: своеобразной танкеткой или погрузчиком. Главное, наличие в инвентаре Ло Ванга ремонтного набора.
Движок Build Engine продолжали дорабатывать, и он получил новые возможности, благодаря которым иллюзия трёхмерности вышла на новый уровень (эффект этажей, воксельные объекты). Разработчики воспользовались этим и наполнили карты Shadow Warrior множеством тайников, сюрпризов и отсылок к известным фильмам или играм тех лет – пожалуй, плотность таких приколов превзошла показатели Duke Nukem 3D.
Поведение противников оказалось под стать крутизне главного героя: они не забывают прятаться в укрытия, маневрировать, даже могут поменять оружие и не спешат погибать. Иные из них доставят проблемы и после своей смерти: так, рабочие-кули мало того, что торопятся подорвать себя рядом с Ло Вангом - после смерти возвращаются в виде призраков, способных попортить жизнь не одними лишь пугающими воплями.
Подробно проработаны и уровни: прорисовано множество занятных деталей помещений и предметов обстановки. Как и в случае с Duke Nukem 3D, можно взаимодействовать с различными выключателями, рычажками и другими предметами. Интерактивность окружения радовала во времена без симуляции физики, да и сейчас бы не помешало такое внимательное отношение к уровням. И хотя здесь, в первую очередь, балом правит ураганный экшен, в котором для выживания требуется опережать противников и постоянно давить их своей мощью, потом вполне возможно осмотреться по сторонам – труд дизайнеров и художников не пропадает даром. Тем более, что в традициях экшенов тех лет приходилось искать нужные для запертых дверей ключи или отпирающую эти двери кнопку. Это подобие головоломок (ориентирования на местности) разбавляет накал страстей и дарит созерцательный опыт.
В 1997 году игра попала в тень множества прочих экшенов. По заслугам оценить похождения Ло Ванга смогли позднее. Приятно, что в наши дни в Steam было выпущено обновленное Redux издание (а версия Classic и вовсе предлагается даром). Картинку сделали почище, оптимизировали для больших экранов, и Shadow Warrior вновь готов порадовать любителей ураганных разборок.
Дюк Нюкем стал знаковой фигурой, одним из первых широко известных персонажей компьютерных игр. Только ему не повезло с дальнейшими играми с собою в главной роли. Про Ло Ванга как-то позабыли, но свежая игра Shadow Warrior (2013) от студии Flying Wild Hog перезапустила идею 1997 года. Помолодевший Ло Ванг лихо расправляется там с противниками – досадно прерванная было неудачей Duke Nukem Forever эстафета лихих экшенов 90-х, похоже, подхвачена и спасена. Сопутствовавший перезапуску успех позволил авторам далее разрабатывать продолжение Shadow Warrior 2, который пока намечен на 2016 год.