Neverwinter Nights: Hordes of the Underdark: Отступник. Изгнанник. Бард.
Neverwinter Nights считаю одной из лучших ролевых игр XXI века. Давно возникло желание пройти заново и освежить воспоминания. В стиме на глаза мне попалось Enchanced Editiion – версия игры со всеми «аддонами» и с улучшенной графикой, «подбитая» под современные игровые системы. Купил, установил, но вместо оригинальной компании захотелось чего-то эпичного. Создал себе барда 15-го уровня и запустил монолитную Hordes of the Underdark.
Данная статья будет частично прохождением, частично гайдом, частично пронизана собственными впечатлениями от игры.
Поговорить хочу о самой сочной части Hordes of the Underdark — второй главе (из трех имеющихся), которая разворачивается на родине темных эльфов. Несмотря на свое название «Орды из Подземья», в самом Underdark будет проходить лишь часть сюжета, пусть и самая большая. Подобным образом разработчики скрыли главного антагониста игры, поместив властную Вальшаресс на обложку с дополнением. При первом прохождении, сюжетный твист в конце второй главы заставит вас оторопеть от происходящего.
Проходил я на среднем уровне сложности. Взял класс «бард» потому что хотелось усложнить себе жизни и почувствовать, какого это играть за класс поддержки. До 18 уровня раскачивал барда (чтобы довести навык «исполнение» до 30 - только при данном значении песня приносит максимум пользы), дальше пошел в разбойника, так как у него тоже большое количество навыков за уровень, скрытая атака и дополнительные плюшки защиты от заклинаний (благодаря уклонению). В качестве оружия использовал лук — так я наносил урон скрытыми атаками на расстоянии. До конца игры у меня был «Taralash», крайне мощный лук дающий постоянное ускорение. Дабы заклинания не проваливались, я вообще не носил доспехов, использовал только монашеские накидки. Несмотря на это, к концу игры броня персонажа дошла до 55 единиц (благодаря большой ловкости, развитому навыку «кувырок» и песни барда, дающий +5 защиты). Всего я смог развиться до 28 уровня — 18 бард и 10 разбойник. Вообще, по достижении 28 уровня игра оказалась крайне скупа на опыт. Я подозреваю, что даже соло персонаж не смог бы развиться сильно больше.
Первая глава не особо интересная и выступает в качестве разминки: нужно пробежать вглубь однообразное Подгорье и спасти Халастера. Фронтлайнером у меня выступил Делайн Красный Тигр — его руками и моими песнями вершилась победа.
Вторая глава настоящая жемчужина: атмосферный город темных эльфов, множество диковинных мест, интересные квесты, монстры, рожденные необузданной авторской фантазией и запоминающаяся музыка. Не стоит забывать, что здесь начинается настоящая сложность приключения.
Моим фаворитом во второй главе сделался тифлинг Вален. А кто еще?
Диккина я не брал, дабы он не воровал мой бардовский хлеб. Натирра любила наложить на себя заклинание невидимости и стоять спокойно поодаль от битвы, бездействуя (даже прямой приказ не помогал). Запретил ей колдовать, и только после этого она начала принимать участие в битвах. Взял ее только для того чтобы получше узнать ее личную историю. Все самые сложные битвы вывозил Вален Дыхание Тьмы - победа ковалась его кистенем.
«Вальшаресс переманила меня на свою сторону, потому что я была грозным и достойным соперником» - так Натирра заливала мне очередную порцию своей биографии, после того как ее отпинала группа слабеньких темноэльфийских коммандос. Тот самый момент, когда хочется одернуть зазнавшуюся дроу следующими словами: «На словах ты Лев Толстой, а на деле кобольд простой». Беда Натирры в распылении классов: она была одинаково посредственна как волшебник так и убийца. Возможно, если дать ей развиваться в магию, тогда бы она существенно усилилась, спустя какое-то время.
Город Лит Ми’Атар (Lith My’athar), где основали свой лагерь союзники-дроу, выполнен дизайнерами и художниками «на отлично», дополняет атмосферу знаменитый музыкальный аккомпанемент. Хотя, читавшие трилогию Роберта Сальваторе «Темный эльф», возможно представляли город дроу по-другому.
Я могу придраться только к одному — самому поведению темных эльфов, а именно их чересчур «хорошей» стороне. Насколько мы знаем, из той же трилогии Сальваторе, добрых темных эльфов почти не бывает - Дризт До’Урден лишь исключение (или другие подобные персонажи). Коварство темных эльфов не знает предела, и каноничные дроу скорее бы все присоединились к Вальшаресс против жителей поверхности, нежели организовали против королевы гражданскую войну. А спустившемуся из Подгорья герою прямо в лагере бы перерезали глотку исподтишка. Да, в Лит Ми’Атар есть маленький и неизобретательный квест, в ходе которого нам нужно убить мать дома по заказу ее собственной дочери, но на этом освещение «интересного» быта темных эльфов заканчивается. Далее наши союзники-дроу выступают как обычные представители расы «доброго» мировоззрения. Мне не хватило интриг, подковерной игры и грязных предательств.
Сначала я отправился за возможными союзниками. Первое место — Остров Творца. Достаточно простой данж, коль скоро в вашем подчинении есть Вален. На первом этаже легко отыскивается молот с бонусным уроном против големов и экипируется нашему тифлингу. Небольшую опасность вызвали мифриловые големы, на подступу к Творцу. Так как я не смог узнать пароль прохода, то местная охрана попыталась отправить меня, а особенно Валена - я ведь позади бегал, в План Теней (големы лупят чертовски сильно для нашего уровня). У тифлинга осталось 10 хитпоинтов, когда он убил последнего голема. Без волшебного молота ничего бы не получилось. Самый сложный бой во всей второй главе ждал меня чуть дальше. Из-за того что мой отряд был совсем «зеленым», и пока мы страдали от недостатка хороших артефактов, пробить демлича, коим являлся Творец, было катастрофически непросто! Вален его убил, но пережил минимум пять воскрешений и кучу бафов-дебафов. Много позже, в логове Викстры, я нашел маленькую булаву - убийцу нежити. Нужно было сначала раздобыть эту булаву (что не очень сложно) и потом уже наведаться к демличу. После данного сражения, никаких особых сложностей во второй главе я не испытал.
Следующий пункт - город Шаори Фелл. Мне понравилась идея этого места: характеры крылатых эльфов поменялись задом-наперед, и торговец теперь просто выкидывает свой товар, шут стал гением, а лекарь — вредителем. История этого городка трогает за душу, особенно в концовке, когда шут вынужден смириться со своей судьбой тупого придворного клоуна. Наградой вам станет волшебное зеркало, которое можем видеть неизведанное.
После такой разминки, отправляемся в дикое подземье - место не для слабаков. Настала пора разрывать глотки союзникам Вальшаресс, дабы они не выступали на ее стороне в финальной битве.
В узких пещерах на нас напал гигантский холодец с начинкой из кислоты. Приз за самый необычный дизайн противника. Выглядел он как настоящий холодец, внутри даже кости были, все как по стандарту.
Первых серьезных противников — злобоглазов, мой отряд смел как бумажные стаканчики. К битве с глазом-тираном мы добыли сферу антимагии, что помогло от надоедливых заклинаний, которым Вален был сильно уязвим. Это было легко, следующий.
Перед логовом злобоглазов нас хотел прикончить засланный убийца Эльдат. Таким образом Вальщаресс заочно пыталась избавиться от нашего отряда. Этот неотесанный дроу, с двухклинковым мечом, всерьез взялся за свою работу и набросился на моего беззащитного барда. Мне пришлось немного побегать, пока тифлинг наконец не вступил с ним в дуэль.
По своим старым воспоминаниям, я знал, что святилище нежити было лютым препятствием из-за бессмертного костяного дракона Викстры. Подходил к этому квесту как к с самому сложному. Изначально отряд оказался в «Городе Свободы», где загнанные жители жертвовали свою кровь и кости местному святилищу. Но пиар-компания нежити выстроила из этого целый ритуал освобождения: «Внутри вы попадете в лучший из миров, вы освободитесь!» — никто ведь не знает что происходит за стенами святилища. Догадываются, но молчат. Так, мало-помалу, городок начал редеть, а местный староста, со взором безумным, радушно приветствует новых гостей, для новых жертв.
Мой отряд отважно вызвался поучаствовать в ритуале, и посмотреть, насколько глубока кроличья нора. За смелый вызов нас впустили внутрь святилища.
С порога местные культисты попытались «подготовить» нас к ритуалу, и на этом гостеприимство завершилось.
На втором этаже была непростая битва с местным магом и главой Соделисом. Он колдовал имбалансную остановку времени (обожаю это заклинание) и накидывал на себя стихийный щит, из-за которого Вален сам получал огромные повреждения, разок даже пришлось тифлинга воскресить. В нижней части святилища нам противостояли в основном вампиры. Вампиры почти бессмертны, так как после убийства их бестелесные сущности возвращались в свои уютные саркофаги, где физическое тело перерождалось. Как мы помним из сказок, вампира убивает осиновый кол — здесь почти то же самое, только достаточно обычного деревянного штыка. Втыкаем в тело внутри саркофага деревянный кол и окончательно убиваем кровососа.
Однако, есть один нюанс! Я не знаю, баг это или фича, но за каждое убийство возрожденных вампиров нам начислялся опыт. Таким образом, я не спешил заканчивать существование вампиров, и занялся эксплуатированием механики данного подземелья. Мы набрали в общей сложности два уровня, пока опыт не стал совсем копеечным. Теоретически, кровососов можно хлопать пока у вас не закончится терпения, хоть до бесконечности. Кстати, как я упоминал выше, здесь можно найти очень хорошую булаву против нежити, оставшуюся от крылатой эльфийки авариэли. Данную булаву я вручил Валену и мы достаточно легко уничтожили Викстру, костяного дракона. Мы сломили пять его форм, пока я не понял, что опыт за это не капает. Потом мы просто разрушили (тоже благодаря булаве) филактерию с душой дракона, после чего он уже не поднимался.
Спасибо, следующий.
К посещению города хитрецов-иллитидов я подготовился. Достаточно было найти шлем иммунитета к магии разума и отдать его Валену. Сам я защищался заклинаниями, а Натирра… я даже забыл что она с нами. Прежде всего нужно было забрать с трупа темного гнома (что у входа в город Иллитидов) блокирующий шлем. Этот шлем не дает иммунитета к магии разума, но он нужен для безопасного входа в город, так как блокирует телепатию иллитидов и на дает им прочесть ваши мысли. Все же, перед окончательным допуском в чертоги города, местный страж попытался меня «развести»: предложил на-секундочку снять шлем, чтобы он действительно убедился в чистоте моих помыслов. Я резко отказался, заявив что пришел сюда торговать рабами, а не становиться оным, на что хитрец пожал плечами: «Ну попытаться-то стоило».
Мы с моими спутниками оказались в Zorvak’Mur – главном городе тентаклеголовых. Иллитиды обожают «дурить» мозги более слабым расам и держат при себе огромное количество рабов, подчиняющихся их воле. Здесь можно развлечься как душе угодно: прикупить собственную рабыню, посмотреть за дракой безумных гладиаторов переживших лоботомию (из-за того что в игре полетел скрипт, делать ставки и наблюдать за боем на арене я не смог), устроить восстание рабов чтобы они смогли отомстить захватчикам «в этой жизни или следующей», ну и просто выпить в таверне.
Для того чтобы разрушить союз иллитидов с армией Вальшаресс, не нужно устраивать геноцид, как мы это делали с нежитью и злобоглазами. Со сверхразумом иллитидов достаточно договориться, отдав ему волшебное зеркало (которое мы получили от крылатых эльфов в начале нашего приключения в Подземье). Поглотив волшебное зеркало, мерзкий сверхразум одарил меня кучей опыта и пообещал разорвать союз с темными эльфами. Здесь бы и закончить свои старания, но я крайне жаден до опыта. Я развязал восстание рабов и натравил Валена на весь Zorvak’Mur, в результате чего иллитиды в городе были уничтожены, а свое обещание не вмешиваться в войну, они, конечно же, отменили. Однако я получил дополнительный уровень для героя.
За все время наших скитаний в Подземье, камера регулярно переводила нас в тронный зал Вальшаресс, где королева дроу картинно металась в истерике и грязно нас оскорбляла, обещая непременно уничтожить моего персонажа. Короче, вела себя как типичный злодей. Рядом ее ручной демон Мефистофиль, который всячески ей раболепствовал.
Разумеется, когда мы успешно избавились от всех союзников Вальшаресс, она незамедлительно атаковала Лит Ми’Атар. Так как мы тесно связаны с судьбой города и провидицей дроу Элистраи, наша обязанность спасти и сохранить своих союзников, а так же разгромить армию Вальшаресс. Накануне битвы, королева дроу тайно навестила моего героя и предложила перейти на свою сторону, обещая интим. Представляя, насколько истеричной будет моя возможная соправительница, я поспешил отказаться от данного предложения. Однако в игре есть такая возможность — перейти на темную сторону и убить провидицу Элистраи, а заодно Натирру с Валеном. Наблюдая, что тифлинг вытворяет со своими врагами, я даже представить не мог, как мой бард одолеет грозного мастера оружия, которого я сам же экипировал.
Армия из враждебных дроу и дреургаров на подступе. Оборона проходит в два этапа.
Первый этап — городские укрепления. Лит Ми’атар имеет внешние и внутренние стены, а так же четыре башни для лучников. У нас есть несколько отрядов дроу (и возможные союзники) которых мы, как генерал, вольны перемещать в пределах зоны укреплений. Я сразу же сместил всех воинов к внутренним воротам, а лучников рассадил на внутренние башни, чтобы с поля битвы их всех не спалили магией. Таким образом, враги прорвавшие внешние ворота (а это произойдет неизбежно) скучкуются во внутреннем дворе, где мы их сможем задавить силой и отбросить от города.
Для фанатов Лироя Дженкинса, есть возможность в одиночку броситься на вражеское войско в чистом поле. Если бы я играл за воина или боевого мага, возможно такой вариант имел право на существование. Вместо этого, я отважно забрался на внешнюю башню и принялся поливать поле битвы из лука, выступая неким «заводилой». Очень скоро вражеский волшебник наколдовал «Круг смерти» и мой персонаж мгновенно умер, провалив спасбросок стойкости. Загрузившись, я вновь забрался на башню, предварительно наложив защиту от некромантии. Мои тщетные попытки «пощипать» врага на подступах закончились ничем: возможно я и убил одного-двух дроу, но основная армия прорвалась через внешние ворота. Когда во дворе открылись порталы с демонами, я окончательно сдался, спустился и натравил Валена. От меня потребовалось лишь петь и немного колдовать. Враги завязли возле внутренних ворот, и вскоре начали отступать. Первую часть битвы мы выиграли.
Второй этап — сражение в городе. Это было легко и быстро. Группы дроу нападали на наш маленький отряд и за секунды гибли от жесточайшего урона. Помимо Валена, здесь мне помогала сама провидица, голем от союзников и крылатая эльфийка, которую я спас из лап нежити. Когда вражеское мясо закончилось, из-под земли появились обиженные иллититды со своими дружками. Я лишь наложил защиту от магии разума на весь отряд, и тентаклеголовых закопали обратно под землю.
Победа! Теперь настал наш черед нападать.
В конце главы я не на шутку испугался: Вальшаресс подло заставила своего ручного демона телепортировать меня, без союзников, в свою башню. .
Пусть Мефистофель и отказался испепелять меня на месте, но он устроил спарринг между мной и королевой темных эльфов: «Разве я не милосерден?»
Мне, привыкшему всегда опираться на плечи спутников, пришлось туго. По-счастью, Вальшаресс не была особо диким противником, и как настоящая бдсм-королева орудовала кнутом и пряником. Нужно было лишь пережить ее заклинания. Я в это время не отставал, и сам «скидывал» на нее все накопившиеся свитки с заклинаниями. Вальшаресс фатально не повезло, так как она провалила спасбросок против Руки Бигби, которая до конца боя опрокинула темную эльфийку на пол. Я вызвал элементаля и мы вдвоем спокойно заковыряли лежавшую на земле королеву эльфов.
За великую победу, Мефистофель получил свободу и убил меня. Я отправился в Ад.
Конец игры.
«Теперь мы свободны. Мы еще встретимся, но не сейчас»