Уроки Красной Логики Minecraft. Урок второй: Базовые логические элементы
*смахивает пыль с фолианта* Успели соскучиться по занятиям в Школе Красной Логики Minecraft? Успели? Отлично. Голодные до знаний обучающиеся - что может быть лучше?
Disclaimer. Настоятельно рекомендуется перед прочтением этого урока прочитать предыдущие:
Вместо вступления
Первой идеей, когда я сел писать этот урок, была "Хм... А что если вместо той маленькой и узенькой комнатушки построить что-нибудь побольше и посолиднее?" Первый вариант был таким:
Посмотрел, не понравилось, решил переделать. В итоге получился вот такой милый комплекс научных исследований:
Даже без поршней не обошлось:
Внутри же всё довольно скромно:
Даже слишком скромно. Для нормального полёта фантазии этого не хватает. Ну да не суть, к следующему уроку перестрою. Приступим-с.
Глава 1. Перенос сигнала по вертикали
В прошлых уроках мы прокладывали провода исключительно по плоской поверхности или по небольшим ступенчатым препятствиям. А что, если надо перенести сигнал строго вниз или строго вверх?
Скажем, вот такая ситуация
Как вариант, можно построить спиралевидную лесенку из блоков:
Вот такую вот
Грубо. Пóшло. Скучно. Не наш метод. Есть более элегантный вариант. Он меньше по размеру (2×1 против 2×2) и не требует соблюдения "Правила Пятнадцати" (сигнал распространяется только на пятнадцать блоков, считая от источника; если не вспомнили – освежите в памяти нулевой урок).
Сразу стоит оговориться, что вариант этот идёт в двух схемах:
Схема "Сигнал сверху-вниз"
Схема "Сигнал снизу-вверх"
Примечание. Нет, это не трёхмерная картинка, для восприятия которой надо скосить глаза. Привыкайте, впереди ещё куча сдвоенных, строенных, и даже счетверённых картинок. Они отличаются сигналами, так что ищите отличия в проводах, факелах и рычагах.
Глава 2. Базовые логические элементы
Ну а теперь перейдём от общей теории к самой что ни на есть настоящей практике, а именно изучим основные логические элементы, с помощью которых можно построить почти любую крупную логическую операцию.
Соединительный блок
Данный блок очень полезно использовать для сокрытия всех схем за стенами. Повесил рубильник, прицепил в нему факел, и – вуаля! – можно передать сигнал за стенку, где будет просходить вся Красная Магия.
Инвертор
Уже знакомый нам по нулевому уроку элемент. Его можно использовать для инверсии сигнала или в составе усилительного пункта для обхода Правила Пятнадцати. Последний вариант ушёл в небытие вместе с появлением Диода в версии 1.6.
На первый взгляд данная схема ничем не отличается от предыдущей, кроме того, что здесь вместо песка используется факел. Собственно, в этом отличии и заключается вся магия: в первой схеме в провод просто поступает сигнал с блока, во второй – факел получает его и изменяет на противоположный.
И
Начнём с элемента И. Подробнее про сам элемент вам расскажут на уроках Дискретной Математики и Математической Логики. Ну или на какой-нибудь Схемотехнике или Радиотехнике. На крайняк – есть Википедия.
Если же вкратце, то элемент И выдаёт единицу, если оба сигнала, поступающие на него также равны единице.
Схема элемента И довольно проста:
Для демонстрации работы элемента я выведу провод с выхода поближе к рубильникам:
Работает как надо:
Можно использовать, например, чтобы дверь открывалась только когда опущены оба рубильника.
И-НЕ
Элементы ***-НЕ упрощают жизнь разработчика схем тем, что ему не требуется использовать дополнительного оборудования, если ему надо инвертированный сигнал с элемента ***.
В случае элемента И-НЕ это означает, что провод вспыхнет, только если оба рубильника будут отключены.
Собственно, тут уже это видно
Но стоит продемонстрировать и другие варианты:
Действительно, выход (левый провод) загорается только при отключённых рубильниках.
ИЛИ
Элемент ИЛИ. Работает ещё проще: выдаёт единицу на выходе, если хотя бы на один вход подана единица. В процессе работы над этой подглавой обнаружилось, что у этого элемента довольно разнообразные схемы. В зависимости от богатства игрока и целей, для которых используется элемент, можно выделить аж три разновидности схемы. Начнём с самой банальной.
Бриллиантовый куб вышел на тропу войны. Не хватает дымящейся сигары.
Вот именно поэтому она и банальная. Сфера применения этого произведения искусства лично мне до сих пор не понятна, однако такая схема указана в Майнкрафтовской Вике, так что я счёл нужным её упомянуть. Да, я знаю о чём вы подумали: воткнуть вместо рубильников провода.
Poker Face в исполнении Красного Песка
Пробовал. Результат тот же.
Разум ещё шепнул, что можно попробовать заменить один из проводов на рубильник…
And not a single hack was given that day
…но что-то не помогло. Хорошо работало только на комбинации 0˅0. Это была ирония, если что.
На смену рычажковой приходит реально работающая и активно применяющаяся везде схема – проводная. В плюсах у неё значится простота и низкие требования к оборудованию (нужен только Красный Песок).
А вот так вот она работает:
Идеальная схема. Правда есть…
…которая может возникнуть в сложных схемах. Предположим, мы подали два сигнала на наш элемент ИЛИ, однако правый нам срочно понадобился в другой части схемы для каких-то сверхважных операций, и мы по наивности сделали вот так:
Однако когда мы дёрнули левый рубильник, на нашем ответвлении, на котором должен был значится нолик, возникла единичка:
:(
Печаль, беда, огорчение.
В думах о решении этой проблемы я провёл долгие двадцать секунд. После этого я достал из заплечного мешка два диода и впаял их в схему:
В первом уроке я уже рассказывал, как работают диоды. В данном случае они работают именно так, как надо:
Так что вот вам первое открытие Экспериментального Центра при Лаборатории исследования природы Красного Песка (кто понял юмор – поднимите руку :3).
ИЛИ-НЕ
У элемента ИЛИ также есть своя ***-НЕ вариация. Строится до безобразия просто:
И так же работает:
Вместо заключения
На этом, господа, всё на сегодня. Уже на данный момент вы можете построить какую-нибудь не очень сложную схему, которая будет делать что-нибудь очень крутое. Например, открывать железную дверь (которую, кстати, никаким другим способом, кроме как с помощью Красного Песка, и не открыть) только когда на кнопки рядом с дверью были положены жертвоприношения в виде бриллиантов. Конечно, всяким гриферам это не помешает бросить вместо драгоценных камней обычные, но может кто-нибудь и поведётся. Народ-то всякий бывает :3
За сим разрешите откланяться, с вами был fr4ntic. Счастливого строительства и удачных исследований. До связи!
Особые благодарности
♥ Minecraft Wiki за материал
♥ Pegazs за вычитку
♥ Всем, кто подарил бриллиант нулевому уроку
♥ Всем, кто это прочитал
♥ Всем, кто хоть что-нибудь понял