Mass Effect была ролевой игрой об убийстве одного невероятно могущественного робота – Жнеца. Mass Effect 2 была о том, как не допустить создания ещё одного такого робота. А в Mass Effect 3 они сотнями вынырнули из тёмного космоса.
И это всё, что я скажу о сюжете. Этот обзор не содержит спойлеров даже для тех, кто не смотрел трейлеры и не играл в демоверсию.
Во всех трёх играх ваше время примерно поровну поделено между попытками убедить людей помочь вам и отстрелом тех, кто отказывается это сделать. Оригинал был силён основным сюжетным квестом: преследование главного злодея велось одновременно из личных побуждений и с целью спасения галактики. Сюжет второй части был запутанным и довольно коротким, зато в ней появилось много экзотических персонажей, у каждого из которых была своя интересная история.
Mass Effect 3 старается взять всё лучшее от обеих предыдущих частей: здесь куча разнообразных и харизматичных персонажей двигает вперёд напряжённый сюжет о спасении галактики. И это сработало.
Уже после первых 20 минут игры перед вами ставится чёткая цель и даётся очевидный путь к её достижению. И, в отличие от предыдущих игр, теперь каждый побочный квест связан с этой целью. Из-за войны ваша помощь нужна всем, и каждый, кому вы помогаете, имеет свои причины к этой войне присоединиться.
В конце Mass Effect 2 лишь один из ваших сопартийцев совершенно точно останется в живых. Те, кому повезло, обязательно сыграют ведущую роль в одной из побочных сюжетных линий Mass Effect 3. Линии тех, кому не повезло, либо аккуратно убираются, либо переписываются под новых персонажей.
Эти новички тоже не просто дублёры на замену. В некоторых случаях на пустующее место хорошего друга встаёт персонаж с совершенно противоположными мотивами и отношениями с другими членами отряда. Турианец-сопартиец однажды прямо во время битвы высказал своё отношение к одному из таких новичков, крикнув: «Он мне не нравится!»
Это невероятно комплексный сюжет, чутко реагирующий на ваши прошлые и нынешние действия, и именно он делает Mass Effect 3 уникальным для человека, давно знакомого с серией. Если же вы только что присоединились к этому празднику, игра будет считать убитыми нескольких персонажей, чьи истории не очень понятны новичкам, а остальные останутся в живых.
Каждая миссия в этих местах оборачивается серьёзной и увлекательной битвой с одной из нескольких враждебных фракций. Бои сделали ещё один шаг вперёд по сравнению с Mass Effect 2. Каждый класс стал по-своему сильнее и уникальнее: Разведчик может каждым выстрелом винтовки взрывать вражеские головы, Штурмовик может совершать быстрый бросок на врага практически с любой дистанции, а Адепт поднимает в воздух толпы врагов, а потом рвёт их на кусочки при помощи биотики.
По мере получения уровней все способности можно будет прокачивать в нужном вам направлении – например, выбирая между большей продолжительностью биотического защитного поля и умением использовать способности, не обнаруживая себя. А новые пушки, которые вы находите или покупаете по ходу сюжета, по-разному балансируют между скоростью стрельбы и огневой мощью, и их тоже можно подстраивать под свой стиль игры, используя разные модификации.
Но самым радикальным и эффективным изменением ролевой составляющей боёв стала способность выбирать нужный вам баланс между оружием и способностями. Теперь представители любого игрового класса могут брать в бой по одному экземпляру каждого оружия, но чем больше вы на себе тащите, тем медленней будут перезаряжаться ваши способности.
Я дал своей Разведчице тяжелый дробовик, и теперь её способности перезаряжались дольше, зато каждым выстрелом она наносила огромный урон. Играя за Адептку, я оставил на полках всё, кроме лёгкого пистолета-пулемёта, и теперь она почти каждую секунду могла использовать, например, Сингулярность. Классовая система наконец-то избавилась от бессмысленных ограничений, и теперь вы можете спокойно создать собственный игровой стиль.
Битвы стали более сложными и менее однообразными благодаря взаимодействию между различными типами врагов. Некоторые из них прикрывают других щитами, или, к примеру, едят их трупы, или выпрыгивают прямо из тел других врагов, стоит вам выстрелить не в ту конечность. Огромные, быстрые, постоянно лезущие в рукопашную Твари своим появлением могут запросто изменить темп и ход любой перестрелки. А Банши – высокое и худое чудовище, умеющее телепортироваться - доставит немало хлопот.
Способ справиться с врагами во многом зависит от места битвы – в этом ещё одно преимущество третьей части перед второй. Страх перед следующей длинной и трудной битвой порой превращается в желание смаковать её, получать от неё удовольствие.
Недостатками боевой системы стали битвы с боссами, почти каждый из которых способен убить вас с одного-двух выстрелов. Но если вы не отличаетесь особой гордыней и упорством (как и я), вы всегда можете на пару минут изменить сложность игры на самую низкую – она создана для тех, кто пришёл сюда только ради сюжета, и делает игрока практически неуязвимым.
Ещё одна проблема, связанная с боссами (точнее, с одним боссом) – это один персонаж, которому по сюжету положено пережить первые несколько столкновений с нами. Чертовски неприятно наблюдать катсцену, в которой кто-то не сумел пристрелить плохого парня. А если этот «кто-то» - Шепард, персонаж, которого я люблю за привычку раньше времени заканчивать диалоги при помощи метких выстрелов, то это просто пытка.
Мультиплеер представляет собой кооператив на выживание – вы и ваши друзья выбираете классы персонажей и сражаетесь с волнами врагов. На момент написания этой статьи мультиплеер был отключен, так что я не могу рассказать о нём больше, чем вам уже известно благодаря демо-версии. Но его совершенно ненужное влияние на одиночную игру – это отдельная проблема.
Всё, что вы делаете в одиночной игре, даёт вам «военные ресурсы» для борьбы со Жнецами. В конце игры их количество определяет, какой будет концовка – как пойдёт финальная битва. Успех в мультиплеере помогает вам набрать значительно большее количество этих «военных ресурсов». Это значит, что, если вы намерены играть только в одиночном режиме или пройти его, прежде чем садиться за мультиплеер, вам придётся выполнять даже самые наискучнейшие побочные квесты, чтобы добиться хорошей концовки.
Обычно эти квесты заключаются в прочёсывании галактики в поисках упомянутой кем-то планеты, её сканировании и возвращении на Цитадель. Я выполнял все более-менее качественные квесты, но пропускал самые скучные и однообразные и не брался за мультиплеер. И концовка оказалась… Не буду раскрывать подробности, но скажу, что она могла бы быть гораздо лучше.
Всё это было невероятно грустно.
Шепард – лучший игровой персонаж из всех, которыми я когда-либо играл. Она стала своего рода продуктом сотрудничества между мной и Bioware – героем, который работает на их сюжет, но соответствует моим вкусам. С той самой минуты, когда она произнесла свою первую речь перед экипажем «Нормандии», эта властная и порой жестокая женщина прошла через 60 часов нелёгких решений. Она убила тысячи врагов, осмелившихся встать на пути, четыре раза нагло вырубала связь прямо во время разговоров с Советом, била в лицо одну наглую журналистку три раза во время трёх разных интервью и стреляла в людей прямо посреди разговора. Ещё она конфликтовала, мирилась, а порой трогательно дружила с разными инопланетянами, которые сражались бок о бок с ней. Эти отношения придали ей доброту, которой я от неё не ожидал, но в конце концов прекрасно уживались с её образом в моей голове.
Я думаю обо всём этом, глядя, как по экрану бегут титры. После них вдруг вылезает сообщение: «вы можете продолжить историю Шепарда, начав новую игру тем же персонажем или используя загружаемый контент». Потом автоматически загружается последняя сохранённая игра.
Так что теперь мне смешно.
Итоговая оценка: 93 из 100.