До третьей части в Mass Effect играли только ради сингла. Но теперь все изменилось и появилась сетевая игра.
Пожалуй, первое, что стоит отметить – мультиплеер здесь не для галочки. Играть действительно интересно и лично я уже жду выход игры отнюдь не только ради одиночной кампании.
По геймплею можно сравнить игру с left4dead. Хотя здесь и нет врагов наподобии курильщика и жокея, и тут не нужно проходить локации, но все же определенные параллели есть. В игре так же надо уничтожать превосходящие силы противника, необходимо играть командно (и точно так же как в л4д здесь встречаются нубы, которые носятся по карте и тупо мрут по одному), и здесь даже есть своя разновидность танка – атласы (здоровенные экзоскелеты).
Из особенностей игры:
- Множество разных классов, с уникальными способностями, делающими геймплей весьма разнообразным.
- В рамках каждого класса есть разные расы (персонажи), которые помимо внешнего вида отличаются и набором способностей.
- РПГ элемент: то, как вы прокачаете своего персонажа так же влияет на геймплей.
Суть геймплея довольно проста: необходимо захватить локацию, уничтожая противников и выполняя различные задания. Каждый раунд вам надо выдержать 10 волн противников, плюс в конце надо дождаться эвакуации, продержавшись под натиском врагов определенное время (еще одна параллель с л4д).
На 3, 6 и 10 волне вам дают задание, что вносит разнообразие в геймплей.
Обо всем по подробнее...
В игре существует 3 вида заданий (в демке):
1. Загрузка данных
Все задания ограниченны во времени, что не дает возможности отсидеться в укрытии, сперва перебив врагов, и делает процесс увлекательнее. Впрочем, времени дается достаточно, и если не тупить, то проблем с выполнением заданий не возникнет.
Как и в том же л4д, гораздо эффективнее занять хорошие позиции и отстреливаться, нежели бегать по всей карте. Противники вполне могут вас обойти, поэтому гораздо удобнее, когда ты точно знаешь где находятся твои союзники и вы можете друг друга прикрыть, а так же удерживать каждый свой фланг. Мне доводилось играть в команде из четырех человек, которую выносили уже в первом раунде, в то время, как играя вдвоем, мы проходили первые три раунда на автопилоте, получая бонусы за скорость.
Для успешного прохождения миссий полезно знать в лицо своих врагов. В демо версии доступна только одна фракция врагов – это Цербер. Но в полной версии, судя по всему, будут еще как минимум миньоны жнецов и геты (но не факт).
Виды юнитов Цербера:
Штурмовик
Самый рядовой юнит, можно сказать пушечное мясо. Нет ни брони, ни щитов, против него эффективно любое оружие и любые способности. Может кидать гранаты (помечаются в интерфейсе и пищат перед взрывом). Одна граната способна полностью снять щиты, или убить, если щитов уже нет. Штурмовик убивается одним выстрелом из снайперки ("богомол" или мощнее) в голову (снайперка, если что, доступна всем, независимо от класса).
Более опасный противник, так как есть энергощит. Может создавать дымовую завесу, которая мешает прицелиться и расстреливать врагов издалека. Любит кидаться в ближний бой. Выстрелом в голову из снайперки уже не убьешь, если у него полные щиты, но здесь тоже есть свой нюанс (подробнее ниже, в минигайде разведчика).
Самый опасный противник, убивать всегда первым. Этого гада держите на расстоянии. Я долго не мог понять, какой в нем смысл, во время боя он большую часть времени выполнял различные акробатические трюки, когдя я в него стрелял. Но потом мы столкнулись с ним нос к носу. Вблизи убивает быстро. Одним ударом сносит щит, другим здоровье. Может сразу окончательно убить (без возможности восстановиться до конца волны). Способен очень быстро положить всю команду, если его вовремя не заметить. Умеет становиться невидимым.
Честно говоря не помню, можно ли его убить одним выстрелом в голову из кемперки, паршивец редко стоит на месте и постоянно непредсказуемо и шустро движется. Ходит с биотическим щитом.
Большой робот с щитом и броней. Большая огневая мощь. Но зато медленно движется, что дает ему более низкий приоритет атаки, по сравнению с другими юнитами. При согласованной атаке убивается довольно быстро (читал что пара кроганов его в рукопашную завалят). Тем не менее, забывать про него не стоит, в близи может быть весьма опасен, так как атакует мощно и убивает быстро. Способен пройти в любую точку карты, так что отсидеться за укрытием в узком месте не получится.
Снаряжение
В игре можно использовать различные виды снаряжения. Все снаряжения можно разделить на: оружие, улучшения к оружию, временные бонусы, спецсредства.
Первые два пункта, думаю, понятны – это различные стволы и примочки к ним, для увеличения урона, боезапаса, удобства и тд.
Временный бонус можно использовать один раз за раунд игры, после чего он исчезает насовсем, пока вы не получите новый. Это, как правило, какие-то усиления вроде дополнительного урона, или зажигательных/дезинтегрирующих патронов (не у всех классов они есть).
Спецсредства тоже имеют ограниченное количество единиц, но они не исчезают после раунда, а тратятся по мере использования. Это, например, возможность пополнить боезапас в бою, когда нет возможности добежать до места с боеприпасами, быстрое восстановление щитов, панацилин (позволяет поднять себя без посторонней помощи, когда вывели из строя), или ракетный заряд, способный одним выстрелом уничтожить Атласа.
Снаряжение можно покупать в разделе «магазин» за кредиты, которые зарабатываются в бою. Но тут тоже есть своя особенность. Вы не сможете купить любую вещь, которая вам нужна. В магазине есть два набора, один за 5, другой за 20 тысяч кредитов. Каждый из них дает набор из пяти вещей, подобранных случайным образом. Это тоже привносит свой фан в игру, так как всегда любопытно, что выпадет в этот раз.
Помимо предметов, иногда может выпадать открытие нового персонажа – у меня пока выпал только один – саларианец (для класса разведчика). Персонажи, напомню, отличаются не только внешним видом, но так же и набором способностей.
Основные моменты вроде описал, так что теперь, кому интересно, расскажу про свой опыт игры за разведчика...
Мини гайд по игре за разведчика
Главная особенность класса – это умение становиться невидимым. Это дает ряд очень практичных возможностей в игре.
Как многим известно, в ME3 прокачку немного усложнили, и теперь в ветке развития каждого навыка появились взаимоисключающие способности. Это есть как в сингле, так и в сетевой игре. У меня, на данный момент, открыто два персонажа: стартовый человек-женщина, и открытый саларианец-мужик (и еще два закрыто). Новый персонаж сразу же имеет такое же количество очков опыта, как и первый персонаж, т.е. прокачка всех персонажей одного класса идет одновременно.
Способности женщины: невидимость, граната липучка, заморозка
Способности саларианца: невидимость, контактная мина, поглощение энергии
Невидимость
Для саларианца я решил сделать ставку на увеличение урона, при атаке из невидимости. И, хочу сказать, получилось очень не плохо! Собственно, это как раз один из тех нюансов, о которых я упоминал выше. Играя на бронзе и сербре, атакуя из невидимости, можно одним выстрелом (из "богомола") в голову снести любого юнита (кроме Атласа, конечно).
При атаке Атласа из снайперки потребуется два обычных выстрела, чтобы снести один пункт его брони или щитов (а всего где-то 7-8 и щитов и брони). Если стрелять из невидимости – то один выстрел снимает 2 пункта. Таким образом вы вполне можете расстрелять Атласа в одиночку раньше, чем он дойдет до вас. Зарядка снайперской винтовки довольно долгая, почти такая же долгая, как перезарядка невидимости (разница 1-2 секунды), таким образом при желании можно каждый выстрел совершать из невидимости. Штурмовики ложатся даже если попадать в корпус (впрочем, все равно прикольнее стрелять в голову, чтобы она разлеталась как арбуз, да и для личного навыка полезнее).
Но невидимость дает еще несколько полезных бонусов.
Во-первых, иногда она спасает вам жизнь, когда здоровье почти упало до нуля и по вам ведут перекрестный огонь – можно просто стать невидимым и добежать до укрытия.
Другая полезность – можно спасать павших товарищей. Если игрока убили, то в течении некоторого времени напарники могут поднять его на ноги, но для этого надо подойти. Если вовремя не спасти – игрок выбывает до окончания волны. Помимо того, что на спасение дается ограниченное количество времени (его можно растянуть, постоянно нажимая «пробел»), враги иногда добивают павших игроков. Невидимость позволяет быстро добраться до союзника даже сквозь гущу врагов (но если столкнёшься с ними – они будут атаковать).
Следующее применение невидимости – это выполнение заданий: загрузка данных и отключение устройств.
Для загрузки данных необходимо попасть в определенную точку. Так как на задание выдается лимит времени, иногда имеет смысл сперва быстро добежать до точки, занять позицию, и только потом уже отстреливаться. Если же пробиваться с боем, можно застрять надолго: подкрепления все время прибывают (не бесконечно, но всех убить не успеешь), время ограниченно, а процесс загрузки тоже не быстрый.
При отключении устройств, персонаж занятый отключением неподвижен и не может атаковать, что делает его уязвимым, перед врагами. Но если вы невидимы – то это не проблема. Подходишь к цели, включаешь инвиз и запускаешь процесс. Желательно чтобы перед запуском вас тоже не видели (обычно возле точек сразу никого нет, подтягиваются чуть позже), иначе могут прислать гранату, от нее не спрячешься.
Полезная информация:
- В ближнем бою, как правило, лучше сперва наносить быструю атаку, и только потом силовую (удерживать кнопку удара), иначе большой шанс, что вас ударят раньше.
- Вес оружия влияет на скорость перезарядки умений, так что если часто пользуюетесь способностями, то берите арсенал по легче. Можно ходить всего с одним оружием.
- Некоторое оружие пробивает стены и щиты стражей.
- Одним выстрелом можно убить двух врагов сразу.
- Максимальный уровень - 20. Прокачать все способности до конца не получится, так что сразу решайте чем пожертвовать.
Недостатки
Разумеется, есть в игре и недостатки.
Во-первых, лобби. В нем нет чата, даже gg никому не напишешь. В игре чат тоже на работает, так что, возможно, это ограничение демки.
Чтобы просто поиграть, приходится иногда ждать довольно долго. И сложно найти адекватную команду. Но это, наверное, неизбежная болячка любого паблик кооператива. Возможность приглашать друзей отчасти должна исправить ситуацию.
Когда ждешь готовности других игроков, непонятно что они делают, есть ли они там вообще, сколько их ждать и стоит ли. Не хватает показа статуса, который автоматически меняется, в зависимости от действий игрока (или бездействия) и чтобы можно было ставить свои статусы, если надо отойти.
Иногда процесс загрузки/установки связи затягивается на несколько минут и нет возможности его прервать (ну кроме ctrl+alt+del) и остается только ждать.
И, пожалуй, главный недостаток: бег, прыжок и уход в укрытие висят на одной кнопке. Из-за этого персонаж делает не то, что надо и часто цепляется за укрытия. Во время бега, либо когда пытаешь сделать прыжок, чтобы увернуться от гранаты или другой атаки. Это может стать причиной гибели и иногда раздражает.
В любом случае критических недостатков пока не замечено. И главное то, что играть действительно интересно и мультиплеер затягивает. Даже малая часть мультиплеера может доставить массу эффекта удовольствия, думаю полная версия порадует еще больше. Так что даже если вы покупаете игру только ради сингла, попробовать сетевую игру определенно стоит. И не потому, что это Mass Effect, и не из-за влияния сетевой игры на одиночную кампанию, а именно ради хорошего и увлекательного геймплея.
Не знаю как вы, а я свой предзаказ уже сделал =)
Все, кто хочет играть в команде - присоединяйтесь: ссылка