В этом году на PlayStation 3 выходит один из самых ожидаемых и необычных ее эксклюзивов: Last Guardian от студии Team Ico. Представленные публике трейлеры интригуют и завораживают нездешней своей красотой — не столько даже внешней, графической, сколько внутренней, эстетической.
У поклонников игр, не знакомых с творчеством Team Ico, видео вызывает немало вопросов: на интуитивном уровне они понимают, что да, это красиво и прекрасно, но что это за пернатый зверь такой, что за мальчишка и каков характер взаимоотношений между ними, и почему они за все время не произносят ни слова? И наконец — какой от всего этого можно ожидать сюжет и, простите за это неуместное слово, геймплей? Лучшее представление о Last Guardian можно получить, обратясь к предыдущим произведениям (работы, проекты — слова неподходящие; «произведение» — самое то) Team Ico. Тем более, что их всего два, они тесно связаны между собой и с грядущей игрой. И, кроме того, в этом месяце ожидается их переиздание в HD для PS3, что само по себе является сверхубедительным поводом их если не пройти, то хотя бы с ними познакомиться.Ico
В одной маленькой деревеньке (ни о ее местоположении, ни о ее жителях ничего неизвестно, как неизвестно и ее название) иногда рождаются рогатые мальчики — в деревне это считается дурным знаком, и в соответствии с традицией, таких детей стражники уводят прочь — в большой окруженный водой пустынный замок. Там их оставляют закованными в саркофаг на милость обитающим в этом месте духам, предположительно злым. Рогатому мальчишке удается не только освободиться, но и обзавестись мечом — а чуть позже он обзаводится еще и подругой, освободив из клетки девочку по имени Йорда — ее сюда заточила собственная мать, королева замка. Вместе они пытаются сбежать.
Ico появилась на заре эпохи PlayStation 2 — в 2001 году — и потрясала воображение графическим совершенством. Речь даже не о эффектном использовании новых для того времени технологий, рождающих ощущение реальности мира, — высокой детализации, игре света и тени, реалистичной анимации; нет, в самом визуальном стиле Ico, ее минималистском и оттого особенно привлекательном арт-дизайне было что-то такое, что с первого взгляда становилось понятно — это не просто еще одна игра, это — произведение интерактивного искусства.
Притом, что с точки зрения пресловутого «геймплея» Ico не представляла собой ничего выдающегося. Нехитрые головоломки, решение которых основывалось, главным образом, на совместных действиях персонажей; сражения с чудищами – тенями, которые не могли напрямую причинить вред игроку (могли только на время обездвижить), но норовили утащить с собой девочку в платьице. Но все дело в том, что Ico затрагивала скрытые какие-то струны души, заставляет испытывать и радость, и грусть. Умиляешься тому, как девочка осторожно карабкается по лестнице; страшно волнуешься, когда прыгает через пропасть — даже если и через небольшую; впадаешь в настоящую панику, когда ее утаскивают тени. Сделать игру, в которой испытываешь целую гамму эмоций, когда один виртуальный персонаж просто берет за руку другого — наверное, это и значит быть Художником.
Shadow of Colossus
Прошел дождь, рассеялась тьма. Светает. Черная лошадь с грустными глазами неспешно ступает вниз по витиеватой лестнице величественного замка. Верхом на ней хрупкий юноша с тонкой, почти девичьей фигурой и нежными чертами лица. Неспешно спешивается. Снимает с коня поклажу и кладет на озаренный лучами света пьедестал — мы видим девушку, она мертва. Тишина. Голос, который вдруг раздается из ниоткуда, изрекает, что здесь возможно воскрешение умерших, но место это проклято и проход сюда простым смертным воспрещен под страхом смерти. Юношу это не пугает — и не останавливает: он покоряется воле голоса с небес, который желает, чтобы каменные изваяния — гигантские идолы, расставленные вдоль стен замка — были уничтожены. И тогда, быть может, девушка вернется к жизни.
Чтобы уничтожить идолов, нужно одолеть их живые воплощения — шестнадцать огромных, величиной со скалы, существ — колоссов. Набор средств для борьбы с ними у юноши скуден, но достаточен — вороненый конь, скачущий со скоростью ветра, верный клинок, отражающий солнечный свет и указующий путь, лук со стрелами. Shadow of Colossus — духовная наследница легендарной ICO (и даже связана с ней сюжетно – как, говорить не будем: спойлер) и минималистская эстетика той игры здесь ощущается во всем. Это один из редких экшенов, где нет рядовых врагов. Колоссы заменяют собой и их, и «боссов» в традиционном игровом смысле слова, и целые уровни. Колоссы не просто огромны — они именно что колоссальны. И это не метафора: экран телевизора просто не вмещает в себя этих гигантов. Ползающие, летающие, водоплавающие — они все внушительны и кажутся непобедимыми, но у каждого есть свои скрытые слабые места. Добраться до них не просто — на колосса надо взобраться, словно на гору, которая к тому же беспрерывно движется, отыскать слабину и вонзить туда клинок — а потом удержаться и суметь не свалиться оземь. Театрализованные эпические представления — сражения с колоссами — иной раз длились часами, а смерть гиганта неизменно вызывала смешанные чувства: вроде бы чудовище, вроде бы каменное и злое, а все равно жаль. В смешанные чувства приводила и сама игра: как будто намеренно сделанное неудобным управление, непокорная камера, в какой-то момент делающееся очевидным однообразие и одновременно с этим — прекрасный яркий мир, трогательная история, рассказанная почти без слов, и неординарный подход к левелдизайну. Артхаус от видеоигр — и притом артхаус коммерчески весьма успешный? Пожалуй. Произведение интерактивного искусства? Вне всякого сомнения.
Вероятно, после прочтения двух моих скромных, ни в коем случае не претендующих на объективность — искусство всегда субъективно — заметок, у вас сложилось какое-то свое представление о том, что такое игры студии Team Ico (как минимум), и появилось непреодолимое желание познакомиться с их творчеством ближе (это было бы лучшей похвалой для автора). Возвращаясь к будущему, о Last Guardian можно наверняка сказать, что она точно а) не будет чем-то наподобие симулятора зверюшек Nintendogs; б) не станет осовремененной версией тамагочи; в) обязательно будет иметь много общего с Ico и Shadow of Colossus — это ощущается уже сейчас.