Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
X_45110718

Геймер Albuquerque 20

330

Киберпанк в играх: ретроспектива

Близкий релиз потенциально прекрасной Deus Ex: Human Revolution предоставляет отличный повод поговорить об эволюции жанра киберпанк в видеоиграх и вспомнить о его наиболее видных представителях, вышедших в последние двадцать лет.

Киберпанк в играх: ретроспектива
Deus Ex: Human Revolution - Киберпанк в играх: ретроспективаКиберпанк в играх: ретроспектива

Что такое киберпанк, более-менее представляют себе, наверное, все, но на всякий случай уточним определение, чтобы убедиться в том, что говорим на одном языке: киберпанк — это направление в научной фантастике, непременными атрибутами которого являются а) высокий уровень развития науки с упором на внедрение нанотехнологий и биоимплантантов; б) низкий уровень жизни большинства населения, которому недоступны не только высокотехнологичные достижения науки, но зачастую и элементарные блага цивилизации; в) могущественные транснациональные корпорации при слабых или отсутствующих государствах; г) противостоящие этим корпорациям хакеры-одиночки, часто олицетворяющие собой тип асоциальной личности; д) существование и широкое распростанение роботов, киборгов, искусственного интеллекта и виртуальной реальности.

Киберпанк в играх: ретроспектива
Deus Ex: Human Revolution - Киберпанк в играх: ретроспективаКиберпанк в играх: ретроспектива

Точнее всего суть киберпанка можно описать выражением ‘High tech. Low life’, что в приблизительном переводе означает «высокие технологии, низкий уровень жизни». Чуть более пространно, но не менее метко о жанре высказался один из его основоположников Брюс Стерлинг: «Все, что можно сделать с крысой, можно сделать и с человеком. А с крысой мы можем сделать почти все. Об этом тяжело думать, но это правда. И это не исчезнет, если мы закроем на это глаза. Вот что такое киберпанк».

Киберпанк в играх: ретроспектива
Deus Ex: Human Revolution - Киберпанк в играх: ретроспективаКиберпанк в играх: ретроспектива

Изначально литературный жанр, появившийся в первой половине 80-ых, киберпанк довольно скоро освоил кинематограф, а вскоре после этого прочно обосновался и в самой, пожалуй, естественной для себя среде обитания — компьютерных и видеоиграх. Вероятно, первой киберпанк-игрой стал вышедший в 1988 году квест Neuromancer, созданный по одноименной книге Уильяма Гибcона («Нейромант»). Несмотря на то, что игра лишь отдаленно следовала сюжету первоисточника, в ней были достаточно достоверное отображены основные реалии романа: магазины по продаже искусственных органов, различные манипуляции с «деками» (так здесь называются компьютеры) и выход в киберпространство, называемое «Матрицей».

Киберпанк в играх: ретроспектива
Deus Ex: Human Revolution - Киберпанк в играх: ретроспективаКиберпанк в играх: ретроспектива

В том же 1988 году на свет появилась одна из первых игр будущего гения абсурдистских шпионских боевиков — квест Snatcher от создателя серии Metal Gear Solid Хидео Кодзимы. Как и всякая игра от Кодзимы, Snatcher обладал великолепным сюжетом, полным интриг, подстав, предательств, ложных ходов и прочих детективных штучек. Антураж в основе своей практически полностью списан из книги «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа Дика, это чистый, дистиллированный киберпанк.

Киберпанк в играх: ретроспектива
Deus Ex: Human Revolution - Киберпанк в играх: ретроспективаКиберпанк в играх: ретроспектива

В 1993 году на консолях (SNES и Mega Drive) и PC вышла стратегия в киберпанковском стиле Syndicate, в 1996 — ее продолжение Syndicate Wars (PC, PSone): две игры, по праву считающиеся классикой киберпанка. Будущее, мир разделен между несколькими корпорациями, на стороне одной из которых выступает игрок. Впечатляющий выбор оружия, разнообразие миссий, продуманный баланс, а главное — великолепная, истинно киберпанковская мрачная атмосфера — делают прохождение этих игр интересным и сегодня.

Киберпанк в играх: ретроспектива
Deus Ex: Human Revolution - Киберпанк в играх: ретроспективаКиберпанк в играх: ретроспектива

System Shock (1994)/ System Shock 2 (1999). В 2072 году, когда на Земле были исчерпанны практически все ресурсы, корпорация TriOptimum начала разработку специальных орбитальных станций, предназначенных для добычи ресурсов на других планетах. Главный герой, виртуозный хакер, должен остановить взбунтовавшийся искусственный интеллект SHODAN, который взял под свой контроль одну из станций, персонал превратил в подручных чудищ-мутантов, а бурильный луч станции собирается использовать для уничтожения Земли. Протагонист (на чьих плечах лежит вина за бунтарство SHODAN) должен остановить ИИ, используя свое умение проникать в киберпространство, свободно бродя по палубам станции (полностью трехмерным) и сражаясь с мутантами (спрайтовыми). Серия гениальных, на 100% киберпанковских игр с интересной историей, отличной графикой и геймплеем, совмещающим элементы RPG и FPS. Игры были обласканы критикой, но провалились в продажах. Что, впрочем, не помешало им занять почетное место в золотом фонде произведений в стиле киберпанк.

Киберпанк в играх: ретроспектива
Deus Ex: Human Revolution - Киберпанк в играх: ретроспективаКиберпанк в играх: ретроспектива

Cyberia (1994)/ Cyberia 2: Resurrection (1995). Не вполне соответствующие духу и канонону киберпанка игры, обладающие зато самым что ни на есть киберпанковским названием (правильно оно читается как «Сайберия»). В Сибири производят некое мощное оружие, которым хотят завладеть преступные синдикаты, главный герой бывший зек Зак должен их остановить. Игра совмещала в себе элементы action, adventure и puzzle. Вторая часть получилась довольно посредственной и внимания по большому счету не заслуживает.

Киберпанк в играх: ретроспектива
Deus Ex: Human Revolution - Киберпанк в играх: ретроспективаКиберпанк в играх: ретроспектива

Burn: Cycle (1995). Видеоквест с жутковатым видеорядом, вышедший на жутковатой платформе Philips CD-I, рассказывает о подхватившем смертельный вирус хакере, преследуемым к тому же агентами взломанной им мегакорпорации. У него есть ровно два часа на то, чтобы найти противоядие и разобраться, кто за всем этим стоит — в углу экрана в реальном времени тикает таймер.

Киберпанк в играх: ретроспектива
Deus Ex: Human Revolution - Киберпанк в играх: ретроспективаКиберпанк в играх: ретроспектива

I Have No Mouth And I Must Scream (1995, PC). Еще один квест на околокиберпанковскую тему с названием как у молодежного фильма ужасов. Виртуальным миром владеет компьютер, уничтоживший все человечество и потехи ради оставивший в живых всего пять человек (среди них мужчина, убивший собственных жену и тещу; врач-нацист, в свое время проводивший бесчеловечные эксперименты над евреями; афроамериканка, подвергнувшаяся нападению и изнасилованию; влюбленный в нее мужчина и спецназовец в отставке, которого компьютер сделал похожим на обезьяну). Суперкомпьютер устраивает для пятерых постоянные жуткие испытания, таким образом развлекаясь: помещает их во всевозможные, как бы мы сейчас выразились, «сеттинги»: к демонам, фашистам, религиозным фанатикам и проч. Настоящий арт-хаус от компьютерных игр. В продажах, разумеется, также с треском провалившийся.

Киберпанк в играх: ретроспектива
Deus Ex: Human Revolution - Киберпанк в играх: ретроспективаКиберпанк в играх: ретроспектива

В 1996 году на консолях вышла впоследствии ставшая культовой Shadowrun — RPG, основанная на одноименной серии книг (изданных, кстати, и в России) с весьма специфическим сюжетом: в будущем с человечеством произошли радикальные генетические изменения, в результате которых они разделились на гномов, орков, эльфов и обычных людей; в мире появилась магия, а правящие земным шаром мегакорпорации и бандитские кланы привлекают к исполнению своих заказов так называемых «шэдоуранеров» — специалистов в магии, компьютерных взломах и тяжелых вооружениях. Любопытный сплав фэнтези- и киберпанк – элементов, симпатичная action-RPG в традиционном PC-стиле, в 2007 году получившая значительно менее успешное продолжение для Xbox 360 в жанре action.

Официальное промо-видео к игре.

Blade Runner (1997, PC). Культовый киберпанк-квест, созданный на основе культового киберпанк-фильма, снятого на основе культовой киберпанк-книги. Так же как и фильм не во всем следует книге-первоисточнику, так и игра отличается от фильма — несмотря на то, что сценарий для нее писал тот же сценарист, что и для кино, игре достался собственный главный герой с меняющейся от прохождения к прохождению биографией и множество разных финалов, заставляющих проходить игру снова и снова.

Киберпанк в играх: ретроспектива
Deus Ex: Human Revolution - Киберпанк в играх: ретроспективаКиберпанк в играх: ретроспектива

Ghost in the Shell (1998). Созданная по мотивам одноименного (и, как большинство вещей в нашем сегодняшнем списке, тоже культового) аниме видеоигра для PSone, посвященная управлению футикомы — полуразумного танка под командованием героини оригинального мультфильма майора полиции Мотоко Кусанаги. Геймплей был выстроен вокруг возможности танка карабкаться по стенам, а запомнилась игра, помимо впечатляющей графики и драйвого экшена, анимационными вставками высочайшего уровня от знаменитой студии Production I.G.

Киберпанк в играх: ретроспектива
Deus Ex: Human Revolution - Киберпанк в играх: ретроспективаКиберпанк в играх: ретроспектива

Bio F.R.E.A.K.S. (PSone, Nintendo 64). Кто бы мог подумать, что в жанре киберпанк возможен даже файтинг — в этой неказистой трехмерной игре начиненные кибернетическими технологиями люди и мутанты сходятся в поединках на потеху непритязательной публике будущего. Америка поделена на восемь регионов, каждый из которых находится под контролем одной из мегакорпораций. Все конфликты решаются на арене, где каждая из корпораций выставляет своего лучшего бойца – киборга, собранного по последнему слову техники. Игра, конечно, проходная и совершенно не заслуживающая внимани, но… файтинг в стиле киберпанк!

Deus Ex (2000, PC)/ Deus Ex: Invisible War (2003, PC, Xbox). Компьютерная игра, ставшая для киберпанк-видеоигр примерно тем же, чем стал Fallout для игр постапокалиптических: эталоном, а где-то даже и иконой. Deus Ex поднимает сложные темы анархизма, свободы совести, борьбы с тоталитаризмом во всех его проявлениях; игровой процесс завязан на активном использовани имплантантов, а сюжет подталкивает к неоднократным прохождениям. На фоне революционной первой вторая часть выглядела несколько разочаровывающей, хотя и могла похвастать весьма впечатляющей графикой и множеством новых способностей главного героя.

Киберпанк в играх: ретроспектива
Deus Ex: Human Revolution - Киберпанк в играх: ретроспективаКиберпанк в играх: ретроспектива

«Код доступа: Рай» (PC, 2002) — первая отечественная киберпанк игра, сделанная в жанре стратегии с элементами RPG, создатели которой, зеленоградская студия MiST Land (ныне переименованная в GFI Russia) признаются, что черпали вдохновения в романах классиков киберпанка Уильяма Гибcона и Филипа Дика. Наверное, поэтому в игре присутствуют все классические атрибуты жанра: глобальная сеть, искусственный разум, контролирующий «рай на земле», и решительный хакер, узнавший зловещую правду. Чуть позже к игре были выпущены приквел: «Власть закона», коренным образом от оригинала не отличавшийся.

Киберпанк в играх: ретроспектива
Deus Ex: Human Revolution - Киберпанк в играх: ретроспективаКиберпанк в играх: ретроспектива

В 2005 году команда энтузиастов Dystopia выпустила одноименный мод к Half-Life 2, полностью меняющий место действия и концепцию оригинальной игры. Получился добротный сетевой шутер в киберпанк-антураже, распространяемый в Steam на свободных началах.

Киберпанк в играх: ретроспектива
Deus Ex: Human Revolution - Киберпанк в играх: ретроспективаКиберпанк в играх: ретроспектива

Испробовав практически все возможные интерактивные формы (RPG, puzzle, стратегии, шутеры от первого и от третьего лица, квесты и даже файтинг), киберпанк в видеоиграх надолго скрылся в гетто онлайна — там где ему, по природе своей сетевой субкультуре, надо полагать, самое место. Наиболее известная из онлайновых киберпанк-игр — это, безусловно, выпущенная в 2001-ом и живая и поныне Anarchy Online, действие которой разворачивается в 29475 году на планете Rubi-Ka и ее двойнике в другом измерении Shadowlands. Корпорация Omni-Tek сражается с повстанцами под собирательным наименованием Clans за контроль над планетой и месторождениями нотума — драгоценного и редкого вещества, служащего источником энергии для нанороботов. Эти микроскопические роботы программируются под любые задачи: они могут нагревать и охлаждать предметы, вылечивать от ранений, защищать от вредных воздействий и даже воскрешать погибших посредством клонирования. Нанотехнологии также позволили создать генетически измененные расы, составляющие население планеты Rubi-Ka: Solitus, Opifex, Nanomage и Atrox. Первая в истории игр фантастическая ММОRPG, Anarchy Online обладает настощей армией верных поклонников, которые не променяли ее ни на одну другую MMO — не в последнюю очередь благодаря тому, что в разное время для игры было выпущено несколько действительно масштабных дополнений. Среди других онлайновых игр с элементами киберпанка стоит упоминуть отечественную WELL Online, к настоящему времени благополучно закрывшуюся Matrix Online и корейскую MMO Rising Force.

Киберпанк в играх: ретроспектива
Deus Ex: Human Revolution - Киберпанк в играх: ретроспективаКиберпанк в играх: ретроспектива

В материале упомянуты лишь наиболее видные и оставившие заметный след представители интерактивного киберпанка, однако следует иметь в виду, что это направление в научной фантастике оказало серьезное влияние на современные кино и видеоигры, и отдельные его элементы встречаются в огромном множестве произведений массовой культуры (среди которых фильмы и игры серий RoboCop, Terminator, Aliens, Matrix и многие другие). Киберпанка в чистом, неразбавленном виде сегодня осталось крайне мало — почти все, что можно было сказать на эту тему, уже сказано. И выходящяя скоро Deus Ex: Human Revolution являет собой редкий пример игры, соответствующий всем канонам жанра, а потому на нее поклонники киберпанка возлагают большие надежды.

Между тем, пока мы не погрузились с головой в прохождение третьей Deus Ex, хочу предложить вам на обсуждение одну любопытную мысль. Писателю Брюсу Стерлингу, автору классического киберпанк-романа «Схизматрица», посетившему Россию в 90-ых, приписывают такие слова: «Россия — страна победившего киберпанка». Аргументы приводятся следующие: при царящей вокруг разрухе (разбитые дороги, заброшенные заводы, неработающие по ночам фонари, убогие по дизайну и архитектуре дома, падающие самолеты, тонущие пароходы) и беспросветной бедности и бесправии большинства населения, в стране наблюдаются отдельные островки информатизации и высоких технологий («Сколково», наукограды), где занимаются разработкой в том числе нанотехнологий, и места компактного проживания элит (отдельные районы столицы и городов-миллиоников), а любой «софт» при этом доступны всем без исключения в практически неограниченном количестве — достаточно дойти до ближайшего пиратского ларька с дисками (или, еще проще, скачать все необходимое через торренты). Появились и свои «борцы с системой» — примером может служить всем известный Алексей Навальный, который в борьбе с корпорациями (еще одна параллель с киберпанком) использует преимущественно сетевые технологии. Не хватает разве что киборгов и биороботов (хотя и они наверняка не за горами, плюс у многих вызывает удивление то, как молодо выглядит премьер-министр страны в свои шестьдесят). Как вы расцениваете слова, якобы высказанные фантастом?

330
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

28 комментариев к «Киберпанк в играх: ретроспектива»

    Загружается
Чат