Если Вы хотите узнать "много нового" о своих друзьях, проверить свои навыки в ведении переговоров, свою хитрость и смекалку, то игра ,о которой пойдет речь именно для Вас.
Мне бы хотелось предоставить вашему вниманию, одну из красивейших и, на мой взгляд, интереснейших настольных игр, а именно игру «Цивилизация» в оригинале «Mare Nostrum».
Впервые я познакомился с «Цивилизацией» в 2005 году, первая мысль после того как я ее увидел, была - «Надо обязательно в нее сыграть как можно скорее!».
Ну все, хватит лирических отступлений, приступим к описанию игры.
Цивилизация – игра для 3-5 игроков. Это является как ее недостатком, так и достоинством, Недостаток в том, что необходима большая компания для игры, и вдвоем с соседом уже не поиграешь. Однако же это является и достоинством, так как играть в большой и веселой компании куда приятнее. Как мы выяснили по своему опыту, игра впятером интереснее всего.
Открыв впервые игру, вы поразитесь тому количеству карточек, фишек, фигурок, которые представлены в комплекте. (Если честно, то именно такие игры мне нравятся). В комплекте в общей сложности представлено:
• Карты – 144 шт., из них: Ресурсы:
• Монеты – 35 шт.
• Благовония, Папирус, Золото, Самоцветы – по 5 шт.
• Масло, Вино, Скот, Фрукты, Железо – по 7 шт.
• Зерно, Рыба, Невольники – по 11 шт.
• Знаки влияния пяти цветов, всего 60 шт.
• Постройки – 58 шт., из них
• Караваны – 28 шт.
• Рынки – 12 шт.
• Города – 12шт.
• Храмы – 6 шт.
• Пластмассовые фишки отрядов:
• Крепости пяти цветов – 40 шт.
• Триремы пяти цветов (корабли) – 25 шт.
• Легионы пяти цветов (солдатики) – 40 шт.
• Лист игрока – по одному на каждую из держав: Карфаген, Рим, Вавилон, Египет, Греция.
• Кубики – 4 шт.
• Книга правил – 1 шт.
Правда в Российской версии игры есть пара небольшой огрехов, а именно вместо одной карты «Самоцветов», лежит карта «Рыбы». Справиться с этой досадной ошибкой нам помог обычный маркер.
Вторая ошибка это то, что герой «Цезарь» может строить башни за 2 ресурса. На самом же деле он может строить легион за 2 ресурса. Это исправление было внесено уже после выхода игры на Российском рынке.
Вырезав и разложив все карты можно приступать к изучению правил. Если честно, то с первого раза немного сложновато разобраться в правилах и понять все тонкости игры. Мы с друзьями справились только после первой партии. Когда же мы все поняли, вот тогда и началось самое веселье. Вернемся же к правилам.
В игре представлены пять цивилизаций:
1. Карфаген
2. Египет
3. Вавилон
4. Греция
5. Рим
У каждой из цивилизаций есть свои плюсы и минусы, но об этом чуть позже.
В игре присутствуют две составляющих – экономическая и военная, при чем ни одной из них нельзя отдать преимущество. Победить в игре можно лишь купив «Пирамиды», либо приобретя в общей сложности 4 карточки героев или чудес света. Выиграть за счет полного уничтожения противника нельзя, так как в правилах прописана неприкосновенность столицы любой из цивилизаций. Если сейчас вы подумали, что войне отведена второстепенная роль, из-за невозможности полного уничтожения, то Вы глубоко ошибаетесь, а почему, я расскажу Вам позже.
Цель игры нам понятна, давайте разберемся, а как же ее добиться.
Прежде всего, необходимо выбрать свою цивилизацию. Обычно мы выбираем путем жребия, что бы все было честно. Если Вы новичок, то в расстановке Вам помогут правила игры, в которых прописан «Вариант расстановки для новичков». Те же, кто играл раньше, могут сами воспользоваться первоначальными ресурсами.
После расстановки можно приступать к первому этапу – Этап торговли. Всего в игре три этапа:
1. Этап торговли;
2. Этап строительства;
3. Этап войны.
Но обо всем по порядку.
Этап Торговли.
Смысл этапа торговли состоит в том, что бы заполучить как
можно больше комбинаций ресурсов и монет. В комбинациях могут участвовать либо разные ресурсы, либо только монеты. Комбинации пригодятся нам на этапе строительства.
Опишу кратко этап торговли. Этап торговли проходит следующим образом:
1. Раздаются ресурсы. За каждый караван и рынок на вашей территории Вы получаете то ресурс, на котором он построен. За каждый город и храм на вашей территории Вы получаете монету.
2. Игрок, у которого после этапа расстановки оказалось больше всего караванов, называется «Великий мореплаватель», именно он определяет, по сколько карт будет выставлено на торги.
3. Отказаться от торговли нельзя.
4. После оглашения количества карт для торговли, каждый выкладывает их рубашками вверх на стол. (Если у Вас не хватило карт, то вы не участвуете).
5. После того как все выложили, выбранные карты, их необходимо перевернуть картинками вверх.
6. Затем по порядку определенному «Великим мореплавателем» игроки начинают брать друг у друга по одной карте. До тех пор, пока все выложенные карты ни будут разобраны.
На первый взгляд довольно непонятная схема. Однако к ней очень быстро привыкаешь. Давайте разберемся, в чем же прелесть этапа торговли.
Как Вы помните, целью игры стоит приобретение «Пирамид» либо 4 карточек героев или «Чудес света».
Построить пирамиды можно двумя способами:
• Собрать 12 монет.
• Собрать 12 разных ресурсов.
Именно сбор вышеупомянутых ресурсов и монет будет нашей целью на этапе торговли.
Собрать такое количество разных ресурсов или монет очень сложно. В первую очередь, все ресурсы разбросаны по карте, и вероятность того, что у одной цивилизации будут все ресурсы, очень мала. Во вторых, городов на карте ограниченное количество, соответственно построить 12 городов, тоже практически не возможно.
Приняв во внимание все вышеупомянутое, можно сделать вывод. Получить необходимое нам количество ресурсов, можно только выменяв на этапе торговли. В этом вся прелесть данной фазы игры. В тот момент, когда игроки начинают разбираться в тонкостях, данный этап становиться очень интересным и чуть ли не главным. «Великий мореплаватель» будет очень продуманно выбирать, сколько карт менять, стараясь тем самым выманить редкие ресурсы. Игроки начнут думать о том, что выкладывать, а что нет. Будут подставлять друг друга, забирая необходимые Вам ресурсы раньше Вас. Начнут удерживать редкие ресурсы у себя. «Возьми мои ресурсы, а я возьму твои» - станет самой частой фразой. У нас дело даже доходило до угроз «Возьми у меня зерно, а то приду к тебе войсками».
После того как фаза торговли заканчивается, начинается этап строительства.
Этап строительства.
Данный этап довольно простой и немного скучный по началу, однако после пары конов он становиться все интереснее. На этапе строительства игроки должны выбирать, что они будут строить. Выбор построек не очень большой. Для строительства нам предоставлены:
1. Знак влияния (необходима комбинация из 3 карт)
2. Город (необходима комбинация из 3 карт)
3. Храм (необходима комбинация из 6 карт)
4. Караван (необходима комбинация из 3 карт)
5. Рынок (необходима комбинация из 6 карт)
6. Трирема (необходима комбинация из 3 карт)
7. Легион (необходима комбинация из 3 карт)
8. Башня (необходима комбинация из 3 карт)
9. Карта героя, карта Чудес света (необходима комбинация из 9 карт)
10. Пирамиды (необходима комбинация из 12 карт)
Комбинацией считается либо набор из разных ресурсов, либо набор из одних только монет. Сбором данных ресурсов мы занимались на этапе торговли.
Стиль в развития каждый игрок выбирает сам, кто-то сразу начинает отстраивать войска, кто-то же наоборот, сначала развивает экономику. Лично я советую сначала строить экономику, так как количество городов, храмов, караванов и рынков ограниченно, можно попросту оказаться без ресурсов к середине игры. Хотя пару раз я воспользовался так называемым «Рашем», отстроив много войск в начале игры и начав разорять территории других цивилизаций, мне удалось поднять свою экономику в будущем. Все завит от того за какую цивилизацию Вы играете, и кто Ваш соперник.
Так же как и на этапе торговли, на данном этапе есть главный. Им становится тот, у кого больше всего храмов и городов. В игре он называется «Великий законодатель». Именно он решает, в какой последовательности игроки будут строиться. Мой Вам совет, будьте в хороших отношениях с ним, так как зачастую очень важно, что бы именно Вы первым построили чудо света, либо купили город.
Как только игроки разберутся с игрой, этап строительства будет продумываться очень тщательно. Появятся переговоры за право строить первым. Начнется борьба за добычу все большего количество земель и ресурсов. После этапа строительства начинается этап войны.
Этап войны.
Как наверняка вы уже догадались, на данном этапе нам предстоит воевать. Данный этап нельзя назвать скучным ни в один из моментов игры. А все потому, что разработчики очень грамотно сделали карту (все цивилизации находятся рядом, в пределах двух, а иногда и одного шагов). Плюс игроки никогда не знаю что у соперника на уме. За частую во время игры именно не знание планов соседа приводит к печальным последствием. Казалось бы, вы договорились о ненападении, и вот в тот самый момент, когда ты ведешь ожесточенную борьбу на другом конце средиземного моря, твой друг подло предает тебя и захватывает твои провинции.
Этап войны происходит по строгим правилам. Очередность хода определяет человек с наибольшим количеством военных юнитов, включая башни. В игре такого человека называют «Великий полководец». После того как пришла Ваша очередь. Вы можете передвинуть на соседнюю территорию свои легионы и галеры. Если же на территории, в которую Вы только что вошли, находятся войска другой цивилизации, то Вы можете начать сражаться.
Бои происходят при помощи кубиков. Каждый легион в зоне боя добавляет Вам один кубик для броска. После того, как Вы кинули кубики, сложите выпавшие числа и поделите получившееся число на 5. Количество целых в результате означает сколько юнитов соперника погибло. (Предположим, Вы выкинули 5 и 3 в сумме 8, при делении получается 8/5=1,6. Значит один юнит погиб). Отсюда правило, чем больше у вас войск в провинции, тем больше шансов победить соперника.
Башня это сугубо охранный юнит, она может только защищаться. Во время боя башня всегда выкидывает 6, что делает ее незаменимой при охране ваших границ от "Дружелюбных" соседей. Собственно говоря, правила боя просты, однако сама фаза боя очень и очень интересна.
По моему опыту самое интересное, это заключать с людьми альянсы против других игроков ради своей выгоды. Правда в большинстве случаев это может «выйти боком». Зачастую твой союзник во время перекура заключает договор еще с кем-нибудь. В общем, если хотите узнать, на сколько хитрыми могут быть Ваши друзья, то эта игра для Вас.
По окончанию фазы войны снова начинается фаза торговли, и так по кругу, пока кто-нибудь ни победит.
Вот из таких трех нехитрых этапов и состоит игра "Цивилизация".
Прежде чем закончить свой обзор хотелось бы немного рассказать о картах «Героев» и «Чудесах света». В самом начале игры каждая цивилизация имеет по одной карточке героя. В большинстве случает это и определяет схему развития. Например «Герой» Египта – Клеопатра, которая может менять ресурс на золото. В большинстве случает игрок играющий за Египет начинает развивать экономику. В противовес ей можно привести Рим. «Героем» которого является – Цезарь, способный строить легионы за 2 ресурса. Не сложно догадаться, что чаще всего игрок Рима развивает армию.
Остальные карточки доступны для покупки и приносят очень много полезных способностей. Я настоятельно рекомендую Вам ознакомиться с полным перечнем «Героев» и «Чудес света», так как очень многое зависит от того, каких Вы героев приобретаете.
Играя первый раз, мы решили, что далеко не все «Герои» и «Чудеса света» одинаково полезны, у Вас может сложиться точно такое же ощущение. Только проведя множество боев, Вы начинаете понимать ценность и прелесть каждого героя. Правда один герой все же выбивается из общего списка. Это Елена Троянская – Способная переманивать один легион во время этапа боя, если тот встал на Вашу территорию. Мы с друзьями обычно назначаем для нее цену в 10 ресурсов вместо 9, так как, заполучив ее, цивилизация получает очень значительное преимущество.
Напоследок хочу сказать одно. Не стоит забрасывать игру в самом начале, сыграйте несколько партий, разберитесь в правилах, только после этого Вы со своими друзьями сможете понять всю прелесть и получить массу удовольствия от игры «ЦИВИЛИЗАЦИЯ».