Лиха беда - начало
На дворе стоял 1119 год: двадцать лет прошло со времени взятия Иерусалима в ходе первого Крестового похода. Земля Обетованная была уже отнюдь не обетованная, всюду стоял типичный средневековый беспредел: паломников грабили, церковь недополучала сборы, короли выдыхали события последних лет, а рыцари маялись от безделья. Что-то явно нужно было делать.
Тут в светлую голову благородного французского рыцаря с отнюдь не забавным по тем временам именем Гуго де Пейн (не путать с Максом) пришла исключительно человеколюбивая мысль: основать вместе со своими родственниками рыцарский орден. Причем не просто совместного проведения досуга ради, а во имя благородной цели - защищать пилигримов, пока те совершали свои паломничества по святым местам. Гуго был нищим, как церковная мышь, лучшим положением не могли похвастаться и прочие рыцари. А потому и орден получил не самое модное по тем временам название «Нищие рыцари». Все было настолько плохо, что долгое время на их печати были изображены два воина верхом на одной общей лошади.
Орден стремительно набирал сторонников, получал новые привилегии и расширял сферу деятельности. Времена одной лошади и двоих бойцов канули в Лету. На деньги ордена строились замки, соборы, дороги. Тамплиеры рулили финансовыми потоками по всей Европе, набирали власть. Причем власть нешуточную. А большие деньги и большая власть, как известно, портят. С тамплиерами связывают деятельность огромного количества тайных орденов, в том числе иллюминатов. Считается, что их целью было создание единого государства с единой верой, подконтрольного ордену. Но тамплиеры полагались не только на материальные ценности: согласно множеству источников, храмовники активно изучали алхимию, проводили всевозможные мистические опыты. Философия ордена превратилась в причудливый коктейль веры, поиска научных знаний и мистики. Сильней всего тамплиеров интересовали христианские артефакты, главным из которых был, конечно же, Грааль. На пике своего могущества тамплиеры стали много большим, чем просто орденом любителей дальних прогулок в сторону Гроба Господня: это была могущественная организация, которая одной рукой самыми активными темпами развивала экономику и инфраструктуру Европы, а другой держала за причинное место множество аристократов и даже королей, которые были им должны деньги. И все было бы у тамплиеров прекрасно, если бы в начале тринадцатого века короля Филиппа на пару с Папой Римским не задушила исключительно большая жаба. Успехи могущественного ордена вызывали желудочные колики и яростное желание прибрать к рукам рыцарское добро. В конечном итоге обвинив тамплиеров во всех смертных грехах, эта парочка вырубила практически весь орден. Практически, да не весь. Особенно злостным гонениям орден подвергся во Франции, но, например, в Португалии он просуществовал еще долгое время. Кроме того, часть рыцарей были выпущены в итоге на свободу и влились в другие рыцарские ордена или же основали новые, вроде ордена Рыцарей Христа. Все эти факты дали основу для мнения, что жестокий урок научил храмовников не демонстрировать публично свое могущество, действовать более скрытно. После себя тамплиеры оставили колоссальных размеров наследие и в два раза больше баек и легенд. В умах ученых и обывателей образ тамплиеров колеблется от святош до клуба темных властелинов, жаждущих захватить мир. Многие считают, что орден на самом деле и по сей день ведет бурную деятельность, только тайно. С приходом эпохи компьютерных игр столь мощный источник вдохновения просто не мог остаться не востребованным. Тамплиеров начали пихать к месту и не к месту параллельно стайными сообществами иллюминатов и прочими масонами.
Хороший тамплиер - мёртвый тамплиер
Если речь заходит про храмовников, то у современного геймера первая ассоциация возникает с Assassin's Creed. В первой части игрок встречается с этим орденом в двух ипостасях: классической (эпохи расцвета в конце XII века) и современной - в виде могущественной корпорации Абстерго. Ирония игры в том, что уже с самого начала нам как бы намекают, что противостояние двух организаций на всем протяжении истории человечества было далеко не столь успешным, как хотелось бы братству Ассассинов. Тамплиеры как были могущественной организацией, так ей и остались. Четкая иерархия все так же на месте, неприступные замки сменили прекрасно охраняемые офисы, рыцари по-прежнему вооружены до зубов, только сменили мечи на автоматическое оружие. И что самое главное, остается неизменной цель - стремление к абсолютной власти, а в качестве ее инструмента - поиск «божественных артефактов». Погружаясь в прошлое, главный герой встречается с реально существовавшими представителями ордена Тамплиеров, например, магистром Робером де Сабле. Хитрые сценаристы настолько перемешали вымысел и реальные исторические факты, что отделение зерен от плевел превращается в довольно сложное занятие.
Важно также и то, что в Assassin's Creed сценаристы не допустили довольно распространенную ошибку и не поставили знак равенства между тамплиерами и вообще всеми крестоносцами. Потому что крестовых походов было много и принимали в них участие все кому не лень, даже дети. И безусловно, к тамплиерам относились не все их участники. Один из современных тамплиеров Доктор Уорен Видик как бы невзначай заметит, что большая часть достижений научного прогресса - результат деятельности корпорации Абстерго. И вновь мы видим, что со средневековья ничего особенно и не изменилось. Несмотря на всю беспринципность методов, орден тамплиеров приносит пользу человечеству своими научными разработками. А то, что в этот раз подопытным кроликом стал наш протагонист - ну, не повезло.
Первая часть игры оказалась лишь прологом, но главную идею вложили игрокам в черепную коробку: тамплиеры не только не были уничтожены, а наоборот были, есть и, как говорится, собираются есть дальше. Причем их представительства расползлись по всему миру, крепко обосновались в Новом Свете и Азии. Таинственное исчезновение Николы Тесла - происки тамплиеров в лице Эдиссона. Мотив - тамплиеры чуть было не потеряли контроль над научными разработками в области электричества. Гитлер - марионетка тамплиеров. А мировые войны - это те самые чудовищные средства, которые были оправданы целью - погоней за артефактом, дающим власть над умами людей. Вы еще помните про двух парней на одной лошади? А вот тамплиеры к тому времени уже об этом давным-давно забыли. Во второй части Assassin's Creed Ubisoft в значительной мере сменили акцент от неоднозначности в поступках тамплиеров к выводу, что они есть зло. Господь, вера, высокие идеалы превратились в конечном итоге в бутафорию, оставив после себя алчность, жестокость, беспринципность. Армия Тьмы, не иначе, Саурона только не хватает. Иными словами, к концу второй части серии образ храмовников выродился окончательно, потеряв при этом часть своего очарования.